10 любимых советских и российских драм Ренаты Литвиновой

Не каждый осилит весь список.

Рената Литвинова опубликовала в Инстаграме пост, в котором рассказала о своих любимых советских и российских фильмах. Мы уже писали о комедиях и военных фильмах из этого списка. Теперь мы собрали драмы, многие из которых тяжело смотреть (чего стоит один только «Груз 200»).

Настройщик (2004)

Рената Литвинова включила в список любимых фильм, в котором сама исполнила одну из главных ролей. Поставила картину режиссер Кира Муратова. По сюжету, бедный настройщик роялей Андрюша пытается найти денег, чтобы впечатлить свою возлюбленную Лину (ее и играет Литвинова). Случайно Андрей знакомится с парой богатых немолодых женщин – Анной Сергеевной и Любой. Чтобы угодить Лине, но не использовать насилие, он придумывает изощренный план ограбления.

Фото: Кинопоиск

«Астенический синдром» (1989)

Еще один фильм Киры Муратовой в списке Литвиновой, он состоит из двух новелл. Героиня первой – женщина в депрессии, недавно похоронившая своего мужа. Герой второй – школьный учитель, у которого из-за проблем на работе и в личной жизни появляется астенический синдром: он засыпает в самых неподходящих ситуациях. Фильм вызвал неоднозначную реакцию критиков и советского руководства, но все равно получил кинопремии в России и за рубежом. Кстати, это первый советский фильм, в котором прозвучала нецензурная лексика.

Фото: Кинопоиск

«Зеркало» (1974)

Фильм Андрея Тарковского – одного из самых известных русских режиссеров во всем мире, работы которого (в том числе «Зеркало») часто попадают в списки лучших фильмов всех времен. В картине нет сюжета в привычном понимании. Главный герой анализирует свою жизнь, вспоминая самые яркие моменты из своего детства, стараясь найти в них объяснения взрослым переживаниям. Сначала Тарковский обсуждал со вторым сценаристом фильма разные образы и идеи и только потом на их основе записывал несвязанные друг с другом эпизоды. В процессе съемок сценарий постоянно меняли. Сам Тарковский так говорил о фильме: В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга.

Фото: Кинопоиск

«Сталкер» (1979)

Еще один фильм Тарковского в списке Ренаты, это вольная экранизация романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». По сюжету, в запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате идут модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, которые держит в секрете. Ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне. Фильм снимали 3 года, несколько раз Тарковский уволнял оператора и художника-постановщика и начинал заново с новой командой. Он хотел, чтобы каждый кадр был идеальным, даже тот, который появится на экране всего на несколько секунд.

Фото: Кинопоиск

«Скорбное бесчувствие» (1986)

Это фильм Александра Сокурова, одного из главных режиссеров авторского кино в российском и советском кинематографе. Фильм-фантазия о том, что происходит в доме старого капитана Шотовера во время Первой мировой войны. В доме постоянно появляются странные гости, а все чувства оказываются фальшивыми. Так фильм описывает сам режиссер: Я делал фильм о скорбном бесчувствии — болезни, которой болеет только человек. О том, как трудно различить ту грань, за которой люди перестают болеть человеческими болезнями и заболевают как звери. Неизлечимо. Скорбное бесчувствие — литературное название депрессивной деперсонализации. Больные перестают сопереживать близким, чувствовать удовольствие и неудовольствие, радость и любовь, ненависть и грусть.

Фото: Афиша

«Груз 200» (2007)

Единственный фильм Балабанова в списке Литвиновой, это самая жестокая и мрачная картина режиссера. Сюжет рассказывает о жуткой жизни с провинции СССР в 1984 году, на закате советской эпохи. После дискотеки пропадает Анжелика – дочь секретаря райкома партии, виновников обнаружить не могут. На самом деле ее похитил капитан милиции. Жених Анжелики погибает в Афганистане. Название отсылает к военному жаргону, грузом 200 называют тела погибших солдат, которые перевозят в цинковых гробах к месту захоронения. Фраза появилась в 1980-х, во время войны в Афганистане. «Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях. Фильм также официально не рекомендован к показу на российских телеканалах. Несколько актеров отказались от съемок в фильме.

Фото: Кинопоиск

«Неотправленное письмо» (1959)

Эта картина – что-то между психологической драмой и фильмом-катастрофой. Группа геологов отправляется в глухую тайгу, чтобы найти месторождение алмазов. Экспедиции затягивается и между ее членами постепенно нарастает напряжение. Когда геологи наконец-то находят алмазы и вызывают вертолет для возвращения домой, в тайге начинается страшный пожар. Один их героев рассказывает о всех этих событиях в письмах к своей жене, которые он так никогда и не отправит. Фильм был номинирован на главную награду Каннского кинофестиваля. Литвинова особенно отметила работу оператора фильма Сергея Урусевского, назвав её гениальной.

Фото: Кинопоиск

«Монолог» (1972)

Сюжет рассказывает о старом профессоре Сретенском, который всю жизнь посвятил науке. Жена от него давно ушла, поэтому он привык к одиночеству. Внезапно к нему приезжают его непутевая дочь и юная романтичная внучка. В советской прессе «Монолог» называли «фильмом о смысле жизни». Картину номинировали на главную награду Каннского кинофестиваля.

Фото: Кинопоиск

«Мне двадцать лет» (1964)

Это фильм о 20-летних ребятах, которые веселятся, влюбляются и ищут свое место в жизни. Главный герой Сергей только вернулся из армии и вливается в обычную жизнь. Кинолента отлично передает атмосферу «оттепели». Фильм получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Перед показом картины из нее вырезали несколько сцен, а некоторые диалоги поменяли, чтобы они лучше «соответствовали линии партии». Изначальный вариант фильма был восстановлен в 1988 году под названием «Застава Ильича» (так режиссер сначала планировал назвать картину).

Фото: Кинопоиск

«Начало» (1970)

Девушка из провинциального русского городка мечтает стать актрисой, а пока ей приходитя играть Бабу Ягу в городском клубе. Внезапно её замечает столичный режиссер и предлагает сыграть главную роль в фильме о Жанне д'Арк. Повествование разделяется на две линии: жизнь актрисы с творческими муками и тяжелыми отношениями с женатым мужчиной и кадры из вымышленного фильма о Жанне д'Арк. Изначально режиссер хотел просто снять фильм о Жанне д'Арк, но его не одобрило советское руководство. Поэтому пришлось снимать «фильм в фильме».

Фото: Кинопоиск

Поделитесь с друзьями: